Wiki-учебник
Что такое Wiki-учебник?МатематикаРусский языкГеометрияФизикаАнглийский языкЛитератураГеографияОбществознаниеИстория
Поиск по сайтуРеклама от партнёров: |
Главная > 
Wiki-учебник > 
Литература > 10 класс > Лирика Шарля Бодлера
Изучаем и анализируем лирику поэта Шарля Бодлера
На стыке эпох, когда одно течение должно завершиться, чтобы дать жизнь другому, всегда находится художник, выступающий связующим звеном этого перехода. На стыке романтизма и декаданса эта нелегкая задача выпала французскому поэту Шарлю Бодлеру (1821 – 1867). На стыке романтизма и декадансаВ своей книге стихов «Цветы зла» Бодлер смело расправляется со всеми романтическими идеалами, устанавливая на их место идеалы эпохи decadence. Так, на место красоты, истины и природы, служившими идеалами для романтиков, приходят зло, печаль и разочарованность – новые идеалы декадентов. Любовь, освещавшая весь путь романтического персонажа, для Бодлера становится пыткой. Искусство и поэзия – это пытка, ибо совершенства достигнуть не удастся никогда. Природа обрушивается на человека всеми своими катаклизмами, сживая его с лица Земли. Неудивительно, что место романтической природы, представляемой в виде гармоничного универсума, занимает мир вещей. Вещей нарочито искусственных, совершенных в своей мертвенности. В важном для декаданса романе Ж. К. Гюисманса «Наоборот» герой окружает себя всем искусственным, настаивая, что именно в искусственном, неприродном человек и может реализовать свою индивидуальность. Мысль, надо отметить, весьма проницательная. Сегодня она, очевидно, присутствует в поле дискуссий касательно проблем экологии. Словенский философ Славой Жижек небезосновательно заявляет, что изначальная связь природы и человека – колоссальное заблуждение. Наоборот, говорит Жижек, человек только потому и человек, а не животное, что он оторвался от природы. Взять хотя бы язык – самое искусственное и неприродное, что только можно придумать. И строить эстетическую парадигму нужно именно на этом основании. Чем, собственно, и занимались поэты-декаденты. Уникальное положение БодлераПереворачивая все оппозиции, декаденты идут до самого конца. И, в конце концов, место прекрасного занимает место безобразного, уродливого. Даже название книги Бодлера «Цветы зла» на французском означает также и «Цветы болезни», «Больные цветы». Другой французский поэт той эпохи Поль Верлен писал: «Я – Римский мир периода упадка!». Тем самым, Верлен дает понять, что он принимает культуру, он принимает традиции, идущие от Древнего Рима, но принимает он их лишь в период упадка, когда все романтические и оптимистические наслоения отпали, и осталась голая дикая культура. При этом, надо понимать, что Верлен, Рембо и др. – это уже первая генерация поэтов, сформированных под влиянием лирики Бодлера. В этом смысле, положение Бодлера – уникальное. Он в одиночку прорубил путь, по которому пойдут все прогрессивные мыслители XIX и XX веков. В поэзии это будут «проклятые поэты»: Верлен, Рембо, Малларме, Корбьер. В прозе такие писатели, как Готье, Гюисманс и проч. Эстетический переворот, начатый Бодлером, имеет огромные значение для понимания всей истории мысли XIX, XX и уже начала XXI веков. Оказалось, что это не просто отклонение в частном жанре поэзии, а мощный разлом в культуре в целом. Нужна помощь в учебе?Предыдущая тема: Куприн «Гранатовый браслет»: содержание и тема любви в рассказе Следующая тема:   «Маленький человек» в русской литературе: Пушкин, Гоголь, Достоевский
|