Вход
Регистрация



E-mail: 
Пароль: 
Забыли пароль?
Номер телефона: 
E-mail: 
Зарегистрироваться
Закрыть панель
Заполните следующие поля:

Предмет:
Контактный телефон:
Ваши пожелания:
Отправить заявку
Закрыть панель


Оставить заявку на
подбор репетитора

Wiki-учебник

Поиск по сайту

Реклама от партнёров:

Главная >  Wiki-учебник >  История > 9 класс > Духовная жизнь советского общества в послевоенное время

Духовная жизнь советского общества в послевоенное время

 

В период Великой Отечественной войны произошел культурный обмен между советским народом и западными союзниками. В духовном развитии все чаще прослеживались западные капиталистические тенденции.

В послевоенный период это немало озадачивало сталинское правительство, так как подобный плюрализм был недопустим в условиях «холодной войны».

Уже в 1946 году большевиками была развернута масштабная программа против влияния вражеского запада на русскую культуру. Борьбу с космополитизмом возглавил А. Жданов, так как был ответственным за идеологию в государстве. 

Церковь и общество

После окончания войны церковью была выбрана политика всесторонней поддержки государственной власти. Новоизбранный патриарх стал инструментом в руках Сталина, благодаря которому проводилось внедрение коммунистической идеологии.

Значительная либерализация религиозной жизни позволила верующим обратиться к Сталину с просьбой открыть некоторые храмы. Власть пошла навстречу верующим уже к концу 1947 года на территории СССР начало функционировать более 40% ранее закрытых церквей.

Многие политические деятели выступали против подобного потепления в отношениях религии и государства и даже разрабатывали новые атеистические программы. Однако Сталин категорически отклонил подобные предложения. Следует отметить, что благосклонностью со стороны государства пользовались исключительно христианские конфессии.

Репрессивная политика государства в этот период была направлена на буддистских и мусульманских верующих. Особо жестокими были расправы с сектантами, в категорию которых на то время попадали преимущественно лютеране и протестанты. 

Культура в послевоенный период

Доминирующей темой во всех сферах искусства в этот период оставалась война. Мотив памяти о минувших подвигах советского народа стал ключевым во всех литературных произведениях этого периода. Яркие примеры таких произведений «Повесть о настоящем человеке» Б. Полевого, «Молодая гвардия» А. Фадеева, «В окопах Сталинграда» В. Некрасова.

Очень часто прототипами главных героев служили люди, которые отдавали все свои силы на восстановление государства послевоенной разрухи.

Некоторые авторы все же не боялись критиковать Сталина, возлагая на него всю ответственность за многомиллионные человеческие потери, которых можно было избежать.

Такие писатели и поэты были подданы репрессиям и преследованиям, так в журнале «Звезда» в 1946 году «литературными подонками» были названы А. Ахматова и М. Зощенко. 

Наиболее сильное влияние западные идеи оказали на советский театр. Все чаще режиссеры обвинялись в пропаганде буржуазных идей, которые способствуют разложению социалистического общества. В 1946 году согласно указу Сталина, в театрах запрещались постановки западных драматургов.

Количество пьес, посвященных торжеству коммунистической идеологии, значительно росло. Одними из наиболее ярких спектаклей послевоенного периода стали: «Молодая Гвардия» по мотивам одноименного романа Фадеева, «Свадьба с приданым» Н. Дьяконова, «За тех, кто в море» Б. Лавренева. 

Кинематограф в этот период находился в глубоком кризисе. По приказу Сталина, все фильмы, которые выпускались в СССР, должны быть наполненными коммунистической пропагандой с некоторым искажением действительности. Итогом такой политики стали утопические картины о благополучии советского послевоенного общества - «Сказание о земли сибирской» и «Кубанские казаки», не имеющих в своем сюжете ничего общего с реальностью. 

Образование в послевоенном государстве

Система образования во время войны была полностью дезорганизована. Главной задачей было постепенное возрождение начальных школ, так как дети, чей школьный возраст припал на разгар военных действий так и остались без образования.

В 1950 году в СССР функционировало более 250 тыс. средних школ. Достаточно популярными были вечерние школы, в которых взрослые работники фабрик и заводов смогли получать необходимое 7-летнее образование без отрыва от производства.

В сокращенном варианте преподавание проводилось и в вузах государству требовались квалифицированные врачи, учителя и инженеры. В период 1946- 1953гг. Высшие учебные заведения СССР выпустили более 1.5 млн. специалистов. 

Нужна помощь в учебе?



Предыдущая тема: Политическое развитие СССР после войны: реформы и национальная политика
Следующая тема:   Перемены в социально-экономической системе СССР: экономика и культура
Нравится Нравится


Общеобразовательные предметы:


Математика
Физика
Информатика
Химия
История
География
Биология
Литература
Обществознание
Экономика

Иностранные языки:


Английский язык
Русский язык
Немецкий язык
Французский язык
Испанский язык
Португальский язык
Итальянский язык
Китайский язык
Японский язык
Норвежский язык

В этом разделе:


Социально-экономическое развитие страны на рубеже столетий
Восток и Греция после Александра Македонского
Экономика и социальный строй второй половины XIX века
Теория и практика общественного развития
Модернизация и миграция населения

Wiki-учебник:


Что такое Wiki-учебник?
Математика
Русский язык
Геометрия
Физика
Английский язык
Литература
География
Обществознание
История