Wiki-учебник
Что такое Wiki-учебник?МатематикаРусский языкГеометрияФизикаАнглийский языкЛитератураГеографияОбществознаниеИстория
Поиск по сайтуРеклама от партнёров: |
Главная > 
Wiki-учебник > 
Литература > 10 класс > Мотив одиночества в русской литературе начала XIX века: Чацкий и Онегин
Тема одиночества в русской литературе начала XIX века
Во все времена, многих литературных деятелей интересовали люди, которые жили отдельной от общества жизнью, имели собственные представления о мире, которые часто не совпадали с общественным мировоззрением. Человек, который имеет в себе силы противостоять общественному мнению, всегда был вожделенным прототипом для литературного героя. Образ одинокого отрешенного человека в русской литературе был поддан изменениям, которые были вызваны первую очередь разными историческими эпохами. Способы изображения одиночестваДля литературного процесса первой половины XIX века весьма характерным является два направления изображения одиночества литературного героя. Первоначально, лирические герои - одиночки были бунтарями, которые проявляли активное несогласие с закостенелым мировоззрением большинства населения. Их одиночество заключалось в том, что мысли не нашедшие поддержки в социуме так и оставались личными, человек был своеобразным отшельником и воспринимал это в первую очередь как личную трагедию. Ярким примером такого литературного течения является Александр Чацкий главный герой комедии «Горе от ума». Чацкий был вынужден жить в отчужденном для себя мире старых устоев, его окружало общество, которое не стремилось менять свой привычный и праздный образ жизни. В этом и выражается одиночество Чацкого. Литературный герой сталкивается не только с непониманием, но и активным протестом против его личности. Чацкий остается один на один со своими идеями, так и не достигнув того, чтобы социум хоть на крупицу прислушался его. Перед героем стоит выбор: или повиноваться низким общественным традициям, или сохранить собственные идеалы и навсегда покинуть ненавистное ему окружение. Чацкий выбирает последнее и остается верным самому себе, несмотря на то, что добровольно обрекает себя на одиночество. Одиночество реализмаСо временем одиночество литературных героев приобретает более острую философскую окраску. Литературные произведения пропитаны в первую очередь реализмом. Лирический герой даже не осознает своего одиночества, что служит причиной того, что в жизни допускает катастрофические ошибки. Он создает для себя иллюзию, не понимая на самом деле, что является одиноким отшельником. Писатели изображают личность, для которой чужды стремления к личной свободе. В литературных произведениях вина за одиночество человека возлагается в первую очередь на общество, которое это спровоцировало своим влиянием. На страницах русской литературы появляется еще один герой- одиночка Евгений Онегин. Не особо наблюдательный читатель может поспорить с одиночеством Евгения Онегина. На первый взгляд он был социально активной личностью. Воспитанный по всем правилам общества, Онегин был желанным гостем на всех светских раутах и получал искреннее удовольствие от своей праздной жизни. Однако конец романа расставляет все точки над «і»: Онегин делает ужасающей для себя вывод, что всю свою жизнь был “чужой для всех…». Лирический герой выбрал ложные методы борьбы с собственным одиночеством. Ему казалось, что балы и светские приемы смогут хоть как-то утолить духовные искания Онегина. Эта ошибка герою обошлась невероятно дорого. Ведь свободу в прежде всего следовало искать в собственной душе. Нужна помощь в учебе?Предыдущая тема: Человеческая сущность героев-одиночек: их незащищенность перед злом Следующая тема:   Тютчев - «Silentium», «Природа-сфинкс», «Умом Россию не понять...»
|