Вход
Регистрация



E-mail: 
Пароль: 
Забыли пароль?
Номер телефона: 
E-mail: 
Зарегистрироваться
Закрыть панель
Заполните следующие поля:

Предмет:
Контактный телефон:
Ваши пожелания:
Отправить заявку
Закрыть панель


Оставить заявку на
подбор репетитора

Wiki-учебник

Поиск по сайту

Реклама от партнёров:

Главная >  Wiki-учебник >  Литература > 9 класс > Основные критерии Толстого в оценке человека на примере трилогии

Критерии Толстого в оценке человека: духовный рост и справедливость

 

Первое произведение Л.Н. Толстого, повесть "Детство", было написано во время Кавказской войны. Закончив работу над ней, Толстой отправляет повесть для публикации в журнал "Современник" Некрасову. Тому необычайно понравилось, он написал восторженный отзыв.

«В вашей повести есть то, чего не хватает так ныне нашему обществу: правда и только правда, чего осталось так мало в русской литературе со времен Гоголя».

Эта оценка была самой важной для Толстого, поскольку в этом и заключалась главная его литературная цель - показать мир таким, какой н есть, без прикрас. Позже было написано продолжение, повести «Отрочество» и «Юность».

Согласно изначальному замыслу, Толстой хотел написать еще и «Молодость», но не сделал этого, поскольку решил, что все идеи предполагаемой "Молодости" уже нашли воплошение в прочем его творчестве.

Особенности трилогии «Детство», «Отрочество» и «Юность»

Время действия каждой из этих повестей день-два, не больше, потому что Толстой считал, что именно день является главной единицей жизни человека или общества. День дает возможность увидеть героя со всех сторон, показать его во всей красе. За день можно показать и конфликт героя с окружающей средой, и его конфликт с собственными недостатками (это Толстой показал еще на примере своих дневников).

Главным критерием в оценке человека является его способность к духовному росту. Именно поэтому Толстой считает необходимым фиксировать все нравственные ошибки, совершенные за день, - чтобы не повторить их в будущем. Человек, способный стать лучше благодаря такому анализу своего поведения - сильный человек.

Справедливость как критерий оценки человека

Отчасти напоминает трилогию "Детство", "Отрочество", "Юность" и другое произведение Толстого, созданное на заре его творчества - "Севастопольские рассказы", посвященные военным событиям на Кавказе. Также следуя здесь принципу "правды и только правды", как назвал это Некрасов, Толстой полностью отказывается от представления войны в романтическом свете, он стремится показать своему читателю, что настоящая война - это лишь боль, кровь, грязь и ужас.

Однако здесь проявляется и другой важный критерий оценки Толстым человеческой личности - справедливость. Толстой в своем повествовании практически лишен оценочности и пристрастности, он с равным уважением пишет и о своих союзниках, и о противниках.

По его мнению, людей нельзя делить на "хороших" и "плохих", на черных и белых. Люди - разные, меняющиеся. Толстой сравнивал людей с реками: река в одном месте узкая, в другом - широкая; вода в ней то мутная, то чистая, то теплая, то холодная. И нельзя категорично судить об этом, поскольку каждый человек может измениться, вырасти духовно.

Нужна помощь в учебе?



Предыдущая тема: «Диалектика души» героев Толстого и их духовные искания
Следующая тема:   Противоречивость личности Достоевского и его художественный мир
Нравится Нравится


Общеобразовательные предметы:


Математика
Физика
Информатика
Химия
История
География
Биология
Литература
Обществознание
Экономика

Иностранные языки:


Английский язык
Русский язык
Немецкий язык
Французский язык
Испанский язык
Португальский язык
Итальянский язык
Китайский язык
Японский язык
Норвежский язык

В этом разделе:


Анализ философской лирики Пушкина
Драма как литературный род и эпиграф, его смысловая нагрузка
Солженицын – общественный деятель, публицист, писатель
Бунин «Детство»
Цветаева «Отец и его музей» - отрывки из «Воспоминаний»

Wiki-учебник:


Что такое Wiki-учебник?
Математика
Русский язык
Геометрия
Физика
Английский язык
Литература
География
Обществознание
История