Wiki-учебник
Что такое Wiki-учебник?МатематикаРусский языкГеометрияФизикаАнглийский языкЛитератураГеографияОбществознаниеИстория
Поиск по сайтуРеклама от партнёров: |
Главная > 
Wiki-учебник > 
Литература > 10 класс > Отношение к творчеству Пушкина как отражение эстетической и философской концепции писателя
Отношение к творчеству Пушкина
Произведения А. С. Пушкина занимают достойное место не только в русской литературе, но и в достижениях мировой культуры в целом. Поэтому важно каждому культурному человеку знать наследие этого великого русского поэта, и выражая свое отношение к его творчеству, не забывать о бережном отношении к достоянию русской культуры. Отношение к творчеству ПушкинаМое отношение к творчеству А. С. Пушкина может быть только созвучным с мнением маститых критиков, написавших огромное количество трудов, подтверждающих глубину, философскую и эстетическую наполненность творчества великого классика русской литературы. Отражение эстетической и философской концепции писателя в творчестве А.С. Пушкина можно проследить на ряде его произведений, относимых к философской лирике: «Погасло дневное светило...», «Элегия», «Подражание Корану», «Свободы сеятель пустынный...», «Вновь я посетил...»,«Памятник». Философская лирикаВ своей философской лирике поэт отходит от поэтики «тезиса», где автор в основе произведения использовал готовую законченную мысль, которую украшал «эпизодами», и показал, что смысл произведения не в однозначности, а в глубине выражаемой мысли. Михаил Лунин великолепно высказался по этому поводу: "Одни сочинения сообщают мысли, другие заставляют мыслить". Философская лирика Пушкина имеет в своей основе конфликт жизни и смерти, тайну смысла бытия. Это взгляд, брошенный в глубину, придает ей смысл ("смысла я в тебе ищу" становится как бы эпиграфом пушкинского отношения к жизни). В образах движения и застывания явно прослеживается борьба жизни и смерти, которая отражается в вечном конфликте текучего и неподвижного. Что ярко выражают противоположные образы: мертвого движения ("топот бледного коня") и устойчивости жизни ("нет, весь я не умру"). О влиянии божественного проявления на свое творчество поэт выразился вполне определенно: "Веленью Божию, о муза, будь послушна…" Эстетическая концепцияЭстетическая концепция поэта для его современников занимала исключительно высокое положение, он говорил о том, что творцы его времени: «почувствовали, что цель художества есть идеал, а не нравоучение». К своему высочайшему уровню развития идеал приходит в искусстве христианского мира, он получил определение в то время, как «романтический». Суть романтического искусства выражалась в полном слиянии божественного с человеческой субъективностью, осязаемо реально и вместе с тем существующей во внешней и телесной форме. В поисках выразительных средств, выражающий идеал, Пушкин говорил, что слово неистощимо, как и человеческий разум: "Если все уже сказано, зачем же вы пишете? чтобы сказать красиво то, что было сказано просто? жалкое занятие! нет, не будем клеветать разума человеческого, неистощимого в соображениях понятий, как язык неистощим в соображении слов". Свое бережное отношение к русскому языку, как к источнику его вдохновения поэт выразил словами: "…Все готов сберечь я, хоть весь словарь; что слог, то и солдат – Все годны в строй: у нас ведь не парад". Каждый читающий Пушкина ощущает, как каждое слово соотносится со всем языком, поэтому ощущение «бездны пространства» по выражению Гоголя стоит за каждым его словом. Нужна помощь в учебе?Предыдущая тема: Трагизм судьбы русской литературы XIX века в XX веке: изменения Следующая тема:   «Борьба с Пушкиным» нигилистов и футуристов : причины, течения
|