Вход
Регистрация



E-mail: 
Пароль: 
Забыли пароль?
Номер телефона: 
E-mail: 
Зарегистрироваться
Закрыть панель
Заполните следующие поля:

Предмет:
Контактный телефон:
Ваши пожелания:
Отправить заявку
Закрыть панель


Оставить заявку на
подбор репетитора

Wiki-учебник

Поиск по сайту

Реклама от партнёров:

Главная >  Wiki-учебник >  Литература > 10 класс > Философско-эстетические воззрения Ницше

Философско-эстетические воззрения Ф. Ницше. Индивидуальность и индивидуализм.

 

Пожалуй, нет в истории мысли более неверно понятого философа, чем Фридрих Ницше. Схватив лишь оторванные фразы и понятия, люди спешат записать Ницше то в человеконенавистники, то вообще... в фашисты.

На деле же, при внимательном  и верном прочтении немецкого мыслителя, философско-эстетические воззрения Ницше предстают в гораздо более широком спектре. Все те афоризмы, благодаря которым Ницше и снискал себе славу в самых широких (пожалуй, слишком широких) кругах, на самом деле подразумевают совсем другое, часто противоположное, значение, нежели то, которое мы можем найти почти во всех учебниках и энциклопедиях. Проблема в том, что Ницше несет не просто новое направление в философии – Ницше несет новую философию в принципе. И философия эта имеет одно важное свойство – это философия без философии, философия через что-то другое. В случае с Ницше, «что-то другое» - это филология, этика, эстетика. Ровно, кстати, таким же образом Карл Маркс философствует в режиме экономики, Кьеркегор – религии, Дарвин – биологии.

Суть философско-эстетических воззрений Ницше

Так, например, афористичность Ницше – это ни что иное, как попытка выхода за рамки классической формы фундаментального философского труда. Вообще, мышление Ницше начинается всегда на грани, там, где классические каноны и правила действовать перестают. Знаменитый тезис «Падающего  толкни!» - это не призыв к насилию и уничтожению слабых и тщедушных. Речь здесь идет о том, что каждый человек должен сам дойти до своей грани, где ему предстоит либо погибнуть, либо возродиться.

Ницше очень мифологичен, поэтому смерть, рождение, перерождение должны пониматься в оторванности от тех понятий, что мы вынесли из нашей повседневной жизни. Особенно отчетливо это проявляется во фразе «Бог – мертв». Это не значит, что Бога нет. В этом смысле Ницше ни в коей мере не является тем примитивным атеистом, за которого его часто ошибочно принимают. Бог есть… но он мертв. Понимание этого положения требует определенного сдвига в мышлении.

Церковь в концу XIXвека, по мнению Ницше, превратившись в болото, засосало почти всю подлинную культуру, подменив ее проплаченной конъюнктурой. Платит церковь, конечно, не золотом. Платит она гарантией защиты и спокойствия, обещанием отстаивать пресловутые индивидуальность и индивидуализм каждого человека. И именно из этого затхлого состояния духа Ницше пытается вывести всю европейскую мысль. Здесь, очевидно, Ницше – наш современник, ибо мертвый Бог по-прежнему нависает над нами, жестоко подавляя любую попытку мысли выйти за дозволенные пределы. А если некому герою и удается прорваться, то он платит очень высокую цену – разум.

Последние 11 лет жизни Ницше провел в психических больницах. Что же тогда движет подобными людьми, бросающимися с открытым забралом на современную культуру и мироустройство? Воля к власти. Это одно из ключевых понятий в философии Ницше. Разумеется, значит оно совсем не то, что можно было подумать. Власть в данном случае – ни в коей мере не власть над кем-то, не желание управлять миром. Власть у Ницше – это власть над самим собой. В оригинале у Ницше использовано слово “Macht” – а это скорее сила, нежели власть. Сила, направленная на самого себя. А тот самый Сверхчеловек, по Ницше, это не тиран или политик, чья власть, казалось бы, неограниченна, а это художник и поэт.

Человек, чьи усилия направлены внутрь себя – и есть истинно тот, кем движет воля к власти. Поэтому так несостоятельны попытки приписать Ницше к идеологам нацизма. Не было более доброго и человеколюбивого философа в истории философии, чем Фридрих Ницше. Другое дело, что любовь и доброта Ницше – явления уникальные, с нашей закостенелой точки зрения недоступные.

 

Нужна помощь в учебе?



Предыдущая тема: Проблема индивидуализма и тема «сверхчеловека» в мировой литературе
Следующая тема:   «Сверхчеловек» в литературе: байронические мотивы у Пушкина и Лермонтова
Нравится Нравится


Общеобразовательные предметы:


Математика
Физика
Информатика
Химия
История
География
Биология
Литература
Обществознание
Экономика

Иностранные языки:


Английский язык
Русский язык
Немецкий язык
Французский язык
Испанский язык
Португальский язык
Итальянский язык
Китайский язык
Японский язык
Норвежский язык

В этом разделе:


Тема русской деревни и города в литературе у Гоголя, Достоевского, Григоровича и Тургенева
Ключевые сцены «Горе от ума»
«Песня о Буревестнике»: романтический идеал Горького
«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М.Ю. Лермонтова
Анализ стихотворения Толстого «Средь шумного бала»

Wiki-учебник:


Что такое Wiki-учебник?
Математика
Русский язык
Геометрия
Физика
Английский язык
Литература
География
Обществознание
История