Wiki-учебник
Что такое Wiki-учебник?МатематикаРусский языкГеометрияФизикаАнглийский языкЛитератураГеографияОбществознаниеИстория
Поиск по сайтуРеклама от партнёров: |
Главная > 
Wiki-учебник > 
История > 11 класс > Наука, идеология и массовая культура в конце XX века
Развитие науки, идеологии и массовой культуры в конце XX века
Во второй половине XX века социальные и общественно-политические науки значительным образом развиваются и модернизируются. Это напрямую связано с возникновением компьютерных технологий и моделированию экономических и социальных процессов. Общественное развитиеПереосмысливается роль государства в экономике, на основе теорий регулирования рыночной экономики разрабатывается концепция "государства благоденствия". Основной тенденцией общественного развития становится теория стадий развития человечества, цивилизация рассматривается со стороны общественных, экономических и социальных фаз, которые прошел человек за предыдущие века. Это становится основой прикладной политологии и социологии. Теоретики современной философской мысли структурализма используют идеи фрейдизма и определяют, что любое явление состоит из единиц, связанных между собой и именно эти элементы становятся предметом их изучения. Это положило основу изучению бессознательного и сознательного на более фундаментальном уровне. Французский философ Фуко, используя структурализм, уделяет внимание взаимосвязи человека и власти. РеидеологизацияВ 1960-1970-х гг. становится популярной концепция "конца идеологии", которая предполагает, что точные научные знания о социуме и об государственному управлении уменьшают влияние духовных факторов на естественное развитие общественной жизни. Тем более, термин "идеология" был тесно связан с тоталитаризмом, который повлек за собой Вторую Мировую войну. Развитые страны переживают период реидеологизации, лидеры таких стран, как США и Великобритания (Р. Рейган и М. Тэтчер) способствуют развитию духовных ценностей либеральной демократии. Но несмотря на это процессы модернизации влекут за собой духовные проблемы, которые впоследствии становятся причинами общественно-политических потрясений. Развитие СМИ и массовой культурыСредства массовой информации, которые активно совершенствуются во второй половине XX века, выступают в роли инструмента влияния на жизнь и сознание большинства людей. Сначала международное радиовещание, затем - телевещание и развитие глобальных компьютерных сетей способствуют интернационализации культурной и духовной жизни человечества. Постепенно формируется единый мировой рынок идей и тенденций, которые напрямую связаны с коммерческой выгодой и политическим влиянием. Большинство населения становится грамотным и это порождает спрос на все виды культурной продукции, которая является результатом обширного развития массовой культуры. Возникает многогранная, массовая индустрия досуга и культурного развития, которая в большинстве случаев создана для развлечения. Массовая культура предоставляет возможность не только прямой, но и косвенной рекламы, которая в свою очередь становится способом манипуляции. Она формирует упрощенные взгляды на жизнь и удовлетворяет вкусы и предпочтения "среднего человека". Тем не менее, есть и иные мнения по этому поводу - массовая культура помогает преодолеть односторонность визуального восприятия и расширяет мировоззренческие горизонты человека. Ее глобализация способствует его всестороннему развитию, и у человека появляется возможность видеть мир целостно, как единый элемент. Массовая культура становится неотъемлемой частью жизни каждого человека, она существенным образом формирует его сознание и влияет на глобальные социальные процессы. Нужна помощь в учебе?Предыдущая тема: Латинская Америка между авторитаризмом и демократией Следующая тема:   Тенденции развития искусства и художественной литературы в конце XX века
|