Вход
Регистрация



E-mail: 
Пароль: 
Забыли пароль?
Номер телефона: 
E-mail: 
Зарегистрироваться
Закрыть панель
Заполните следующие поля:

Предмет:
Контактный телефон:
Ваши пожелания:
Отправить заявку
Закрыть панель


Оставить заявку на
подбор репетитора

Wiki-учебник

Поиск по сайту

Реклама от партнёров:

Главная >  Wiki-учебник >  Литература > 9 класс > Смешное и грустное в рассказах Чехова: «Маленькая трилогия»

Смешное и грустное в рассказах Чехова

 

Появление «маленькой трилогии» Антона Павловича Чехова взаимосвязано с важными переменами, которые происходили в обществе той эпохи.

Поэтому для писателя было очень важно раскрыть в своем творчестве тему бездушия и тех изменений, которым подверглись человеческие души в виду происходящих в стране изменений.

В 1898 году появляется трилогия его рассказов, посвященных именно этой теме. Это – его знаменитые произведения «Человек в футляре», «Крыжовник» и «О любви».

Особенность художественных приемов Чехова

Особенность художественных приемов Чехова состоит в том, что в своих произведениях он умел невероятным образом связать в одно целое смешное и грустное.

Именно благодаря этому писатель невероятно тонко подчеркивал человеческие пороки, и с присущей ему простотой высмеивал их – прежде всего, для того, чтобы люди смогли посмотреть на себя и свое порой смехотворное поведение со стороны.

Трагические ситуации зачастую у Чехова скрываются под откровенно комическими картинами жизни и веселыми шутками.

Мастерство Чехова состоит в том, что он сначала заставляет читателей смеяться над своими персонажами и их нелепым поведением, а затем – осознавать весь трагизм сложившейся ситуации и возможно, узнавать в этих персонажах самих себя.

«Маленькая трилогия» как образец смешного и грустного

Маленькую трилогию можно назвать образцовым примером в творчестве Чехова, когда смешное и трагическое настолько тесно переплетаются, что становится невозможно различить одно от другого.

В этих рассказах перед читателем раскрываются три истории, судьбы трех людей, которые, казалось бы, на первый взгляд и непохожи, но всё же внутренне неразрывно связаны.

«Человек в футляре» - это история о запуганном человеке, который опасался самой жизни и ее течения. О его жизни рассказывает учитель Буркин, который сам не понимает, в чем заключался трагизм рассказанной им истории.

Ведь «человека в футляре» Беликова боялись все окружающие: вся гимназия и весь город, и это при том, что он предпочитал жить футлярной жизнью, избегая всего на свете. И когда этот уникальный герой умирает, все вокруг чувствуют облегчение.

Мы видим истинный замысел этой истории, когда врач Иван Иванович, слушавший эту историю, не может заснуть ночью после всего услышанного. Он томится тревогой и беспокойством, он пытается понять жизнь Беликова и свою собственную.

Это приводит его к повествованию другого рассказа – о своем брате, который всю свою жизнь посвятил мечте стать помещиком и посадить в своем имении крыжовник. Рассказ «Крыжовник» - это история об иллюзии человеческого счастья, акцент, в которой Чехов ставит на глупые и ограниченные представления о жизни главного героя.

Иван Иванович рассказывает эту историю молодому помещику Алехову, в надежде на то, что сможет донести до него одновременно и смехотворность поведения своего брата, и трагическую ситуацию, в которой тот оказался.

И в «Крыжовнике» прослеживается элемент «футлярности», которая является ключевым моментом в трилогии, когда Алехин не до конца понимает, о чем же рассказывал ему врач, так как в суть истории «он не вникал».

Личность Алехова приводит нас к третьему рассказу – «О любви», в которой занятой делами своего имения Алехин рассказывает историю любви, которая почти что перевернула всю его жизнь.

Вся трагедия этого рассказа состоит в том, что главные герои, искренне и беззаветно любя друг друга, ничего не делают для того, чтобы воплотить эту любовь в жизнь. Несмотря на то, что они созданы друг для друга и хотели бы быть вместе – никто их них так и не решается сделать решающий шаг навстречу другому.

В этом сюжете и заключается определяющий замысел творчества Чехова в тот период, когда он создавал «маленькую трилогию».

История любви едва не изменила жизнь Алехова, «едва» - это значит, что его в силах было украсить собственную жизнь любовью, счастьем и свободой, но он выбрал размеренную и скучную жизнь, в которой не надо было ничего менять и двигаться вперед.

Нужна помощь в учебе?



Предыдущая тема: Жизнь Чехова: обзор и особенности творчества Чехова
Следующая тема:   «Человек в футляре»: лаконизм повествования и искусство детали
Нравится Нравится


Общеобразовательные предметы:


Математика
Физика
Информатика
Химия
История
География
Биология
Литература
Обществознание
Экономика

Иностранные языки:


Английский язык
Русский язык
Немецкий язык
Французский язык
Испанский язык
Португальский язык
Итальянский язык
Китайский язык
Японский язык
Норвежский язык

В этом разделе:


Золотой и Серебряный век русской литературы
Человек как главная ценность в мире и в литературе
Мотив пути в литературе
«Лишние» и «странные» герои русской литературы
Нравственные проблемы литературы

Wiki-учебник:


Что такое Wiki-учебник?
Математика
Русский язык
Геометрия
Физика
Английский язык
Литература
География
Обществознание
История