БиблиотекаПоиск по сайту |
Главная > 
Библиотека > 
Предмет и методы педагогического исследования дошкольной педагогики
Предмет и методы педагогического исследования дошкольной педагогики
Дошкольная педагогика – это отрасль возрастной педагогики, занимающаяся изучением закономерностей воспитания и элементарных форм обучения детей в дошкольном возрасте. Основным ее направлением является изучение процесса воспитания и обучения, его задачи, цели, содержание, методы, формы организации, приемы и средства осуществления, а также влияние этого процесса на развитие и формирование личности каждого ребенка. Родоначальником дошкольной педагогики как отрасли педагогической науки является Я.А. Коменский. В его книге «материнская школа» впервые представлена система дошкольного воспитания. Метод исследования – это способы получения научной информации для установления закономерных связей, отношений, зависимостей и построение научной теории. Методы исследования дошкольной педагогики
Требования: цель, систематичность, плановость, точная запись. Виды: опосредованное (через других лиц), открытое, скрытое, непрерывное, прерывное, монографическое (весь труд), узкоспециальное (один опрос).
Виды: естественный, лабораторный, констатирующий, формирующий, контрольный.
Требования: целенаправленность, наличие плана (опросы полные, постановка вопроса, педагогический такт, массовость).
Изучение результатов деятельности детей – требования: систематизация, учет.
Положительные и отрицательные стороны методовВсе методы применяются комплексно, т.к. имеют положительные и отрицательные стороны. Положительные черты наблюдения и факты собираются в естественных условиях. Отрицательные черты – выжидаемость, трудно повторить, трудно записать. Положительные стороны эксперимента: искусственно можно выделить исследование, можно повторить, изменить методы воздействия. Отрицательные стороны эксперимента: неестественные условия, поведение детей неестественно, не возникает представление о личности. Положительные черты беседы: массовость. Отрицательные черты беседы: не всегда критичен дошкольник, поэтому недостоверны факты, формальность беседы. Цель педагогики – воспитание всесторонне развитой личности. Воспитание – процесс передачи старшим поколением лучшего общественного опыта младшему поколению с целью подготовки его к жизни, труду, общению и для обеспечения дальнейшего развития общества. Педагогическое исследование – это всегда целенаправленный и сложный поиск путей совершенствования воспитания и обучения подрастающего поколения, требующий тщательной разработки, бережного прикосновения к личности испытуемого, учета его индивидуальных особенностей, использования разнообразных методов для получения наиболее объективных данных. Педагогическое исследование включает в себя изучение как отдельной личности, так и групп, коллективов. Особенностью педагогического исследования является то, что результаты его проявляются не сразу.
|