Вход
Регистрация



E-mail: 
Пароль: 
Забыли пароль?
Номер телефона: 
E-mail: 
Зарегистрироваться
Закрыть панель
Заполните следующие поля:

Предмет:
Контактный телефон:
Ваши пожелания:
Отправить заявку
Закрыть панель


Оставить заявку на
подбор репетитора

Wiki-учебник

Поиск по сайту

Реклама от партнёров:

Главная >  Wiki-учебник >  Математика > 5 класс > Сложение и вычитание десятичных дробей: в столбик и в смешанной форме

Сложение и вычитание десятичных дробей

 

Дробью будем называть одну или несколько равных между собой долей одного целого. Дробь записывается с помощью двух натуральных чисел, которые  разделены между собой чертой. Например, 1/2, 14/4, ¾, 5/9 и т.д. 

Цифра, которая записана сверху над чертой, называется числителем дроби, а цифра записанная под чертой, называется знаменателем дроби.

Для чисел, у которых знаменатель равен 10, 100, 1000, и т.д. условились записывать число без знаменателя. Для этого сначала пишут целую часть числа, ставят запятую и пишут дробную часть этого числа, то есть числитель дробной части. 

Например, вместо 6(7/10) пишут 6,7. Такую запись принято называть десятичной дробью.

Разберемся, как выполнять простейшие арифметические действия с десятичными дробями.

Сложение десятичных дробей в смешанной форме

Допустим нам нужно сложить десятичные дроби 2,7 и 1,651.

Первым делом необходимо уравнять количество цифр после запятой. Для этого нужно приписать к десятичной дроби 2,7 справа два нуля, получим: 2,7 = 2,700.

Запишем эти числа в смешанной форме.

  • 2,700 = 2 * ( 700/1000 );
  • 1,651 = 1 * ( 651/1000 ).

Для сложения воспользуемся правилом, целые части складываем отдельно,  дробные отдельно, и результаты складываем между собой.

  • 2 + 1 = 3;
  • 700/1000 + 651/1000 = 1351/1000 = 1 * ( 351/1000 );
  • 3 + 1 * ( 351/1000 ) = 4 * ( 351/1000 ).

А теперь, записываем это число в десятичной форме, имеем: 4,351.

Получаем в итоге,  2,7 + 1,651.= 4,351.

Сложение десятичных дробей в столбик

Еще одним способом сложения десятичных дробей, является сложение чисел в столбик.

Снова, уравниваем количество цифр после запятой, приписывая нули. Записываем одно число над другим и складываем.

3,700
+
2,651
_____
6,351 

Со сложением разобрались, теперь найдем разность тех же чисел.

Вычитание десятичных дробей в смешанной форме

Опять, же повторяем первый пункт и уравниваем количество цифр после запятой, дописывая нули.

  • 2,7 = 2,700.

Запишем эти числа в смешанной форме.

  • 2,700 = 2 * ( 700/1000 );
  • 1,651 = 1 * ( 651/1000).

Для нахождения разности воспользуемся правилом,  работаем отдельно с целыми и с дробными частями, а потом складываем полученные результаты.

  • 2 - 1 = 1;
  • 700/1000 - 651/1000 = 49/1000 = 49/1000;
  • 1 + 49/1000 = 1 * ( 49/1000 ).

А теперь, записываем это число в десятичной форме, имеем: 1,049.

Получаем в итоге, 2,7 - 1,651.= 1,049.

Вычитание десятичных дробей в столбик

Такой же результат моно было бы получить и при вычитании столбиком.

3,700
-
2,651
_____
1,049

Общее правило сложения и вычитания десятичных дробей

1. Уравнять в дробях количество знаков после запятой

2. Записать дроби друг под другом, чтобы запятая была записана под запятой

3. Выполнить сложении (вычитание), не учитывая запятую

4. Поставить в ответе запятую под запятой которые были записаны.

Нужна помощь в учебе?



Предыдущая тема: Изображение десятичных дробей на числовой прямой: правила и пример
Следующая тема:   Основное свойство дроби: если числитель и знаменатель умножить или...
Нравится Нравится


Общеобразовательные предметы:


Математика
Физика
Информатика
Химия
История
География
Биология
Литература
Обществознание
Экономика

Иностранные языки:


Английский язык
Русский язык
Немецкий язык
Французский язык
Испанский язык
Португальский язык
Итальянский язык
Китайский язык
Японский язык
Норвежский язык

В этом разделе:


Программа по математике за 9 класс
Формулы приведения
Тригонометрические функции
Программа по математике за 5 класс
Сравнение десятичных дробей

Wiki-учебник:


Что такое Wiki-учебник?
Математика
Русский язык
Геометрия
Физика
Английский язык
Литература
География
Обществознание
История